понедельник, февраля 18, 2008

Snow kite. Первый опыт

Вот уже второй год в RMilk висит напоминание: Научиться кататься на кайте. Срок этого события постоянно переносился, но в прошедшую субботу не нашлось причин отложить его еще раз. Погода была снежной, телефон инструктора был в зоне покрытия, более того намечалась покатушка. И я получил первый опыт близкого общения с ветром. Выводы: мне понравилось, общение с ветром буду продолжать.

А теперь поподробнее :)

Что такое кайтинг - ищем в гугле. Что такое snow kiting смотрим на ютубе.

Контакты инструктора я нашел на форуме сайта Харьковский турист. С удивлением узнал, что кайтинг представлен и в Харькове, но только зимний. Зима в наших краях бывает иногда снежной, полей вокруг много, ветру гулять в полях ничего не мешает и этого вполне достаточно для отличного времяпровождения в кругу друзей на природе. Инструктора зовут Украинцев Денис (+38-050-9871594), он представляет клуб парапланеризма, который хостится в ХАИ. Студенты ХАИ посещают этот клуб нахаляву, в качестве замены уроков физкультуры. Я так в свое время посещал секцию туризма в ХИРЭ.

В субботу мы поехали на Травянское водохранилище за Липцами. Погода была просто отличная - светило яркое солнце, ветер нес поземку по льду водохранилища, народ запускал змеев, а толпы рыбаков выглядывали из палаток и смотрели на нас, как на диковинку. Для меня же неожиданностью был стройный ряд палаток на льду водоема. Фанаты подледного лова рыбы утепляются как могут, последним достижением в этом деле является маленькая палатка без дна, в которой рыбак может укрыться от пронизывающего ветра и отдаться со всей страстью процессу ловли :).

Познакомился с инструктором, обул бордерские ботинки, отстегнул борд от багажника машины и бодро выдвинулся на лед. Небольшое отступление: snow kiting практикуется везде, где есть открытая местность, наличие снега и ветра. В этот раз снег был, но он был свежий и потому кантоваться в него было тяжеловато, потому день прошел под девизом "Прокатись-ка на пузе за змеем".

Денис рассказал немного теории, ее я и в инете за последнее время много читал, и перешли к практике: раскладывание змея, старт, вывод в зенит, перемещение по краю ветрового окна, посадка, обратный старт. Все эти слова обрели для меня смысл только к концу дня. А сейчас кайт поднят в небо и я получаю бразды управления. В руках две ручки (палки сантиметров 25), соединенные между собой веревкой. Их нужно держать вертикально перед собой на вытянутых руках и с их помощью управлять поведением змея. Все очень просто, "газ"-"тормоз". Тянешь в одну сторону, змей становится против ветра и тянет, тянешь за "тормоз" - влияние ветра на кайт уменьшается и тяга падает. Все понятно. Беру ручки, кайт тянет меня в небо, я стараюсь вернуть его обратно, 3 секунды безмолвной борьбы и я в 10 метрах от тренера распластался на льду, кайт лежит в 30 метрах (длина строп) от меня. Ничего не понял. Еще раз инструкция от тренера, тренирую подъем кайта, пробежался еще 10 метров. В общем через 20 минут борьбы со змеем я почуствовал себя полным дауном. Ведь все элементарно, когда кайт в руках у инструктора, почему же мои эпилептические движения не оказывают такого же воздействия. Почему не я веду кайт к краю ветрового окна, а он тащит меня к дамбе или с размаху шлепается об лед, так и норовя зацепить кого-нить проезжающего мимо (а чего они тут раскатались, видят же, новичок осваивается). Кстати, примерно через час я таки смог продеть свой змей между стропами самоуверенного кайтера. Выслушал пару замечаний по поводу правил поведения, ну так я и старался держать его в небе, я не виноват что он на вас упал. :)

При этом ветер усиливается и каждая ошибка управления отзывается новыми синяком на коленках и локтях. Даже наличие защиты на коленях не уберегло от пары болезненных ударов об лед. Шлем слава богу об лед не бился :)

Через некоторое время Денис подъехал и предложил перейти в другое место, т.к. возле меня была очень высокая турбулентность из-за близости высокого берега. Перешел ближе к центру водохранилища и получаться стало лучше. Ближе к обеду мне в руки попал кайт меньшего размера с меньшей длиной строп. Ну так это ж другое дело. Он меня слушается, он не утягивает меня по льду, когда я не могу разобраться в своих руках или когда ветер усиливается. Вот тут я действительно кайфанул и даже стал кататься по льду размахивая змеем. Небольшой перекус, снова беру кайт побольше, тот с которым начинал обучение, и просто отрабатываю приемы пилотажа. На сильном ветру руки быстро устают тянуть змей к себе. Доска в первый день так и не понадобилась, более того, я решил что она мне и не понадобится в этом сезоне, т.к. я буду кататься на лыжах. Преимущество лыж очень корректно пытался мне преподнести Денис, ожидая от меня религиозного отношения к доске. Такового не обнаружилось и теперь нужно просто найти лыжные ботинки 45 размера :), а лыжи можно брать у Дениса. Хотя ботинки для сноуборда очень пригодились, т.к. они очень теплые. Перед поездкой мы с Наташей собирались взять ей доску в прокате и учиться вместе. Но потом решили, что сначала я съезжу на разведку и потом расскажу что там и как.

Почему учиться snow кайтингу лучше всего на лыжах, а не на доске? Все дело тут в свободе перемещений. Пока ты учишься кататься тебе постоянно нужно ходить под кайтом, распутывать стропы, искать край ветрового окна, догонять змей когда он тебя потянул через чур сильно и ты его отпустил. К тому же на лыжах направление движения можно задавать проще и на скользком покрытии они держат крепче. Если бы катание проходило на заснеженном поле, то сноуборд конечно был бы предпочтительнее, но опять же после того, как управление кайтом дойдет до автоматизма и ты не будешь искать его судорожно в небе, пытаясь понять что он надумает с тобой сделать в следующее мгновение.

Солнце стало клониться к закату, руки просто трусились и от предложения попробовать поуправлять серьезным кайтом я отказался. Меня бил мандраж. То ли это от холода, то ли от усталости (до этого две ночи подряд спал по 5 часов), то ли от страха. Я не разобрался в этом до сих пор, но скорее всего было замешано все вышеперечисленное. Когда ты смотришь на кайт, ты даже не подозреваешь какая мощь в нем заложена создателями. Его поведение не похоже ни на одну вещь, которую вы держали в руке. Вы запускали воздушных змеев в детстве? Я запускал и думал что это похоже. Ничего подобного. Положение кайта относительно ветра конечно влияет на ту силу, с которой он тянет вас. Но куда большую роль имеет то, с какой скоростью он перемещается относительно вас. Вы центр его вселенной и чем быстрее он движется относительно вас, тем сильнее он хочет свою вселенную сдвинуть, тем крепче нужно вцепиться в землю и ручки управления, чтоб оставить эту мощь под вашим контролем. Это действительно незабываемый опыт. Я знакомился с ветром, я почувствовал, какую мощь он в себе таит и при должной сноровке эту мощь маленький человечек может использовать с помощью куска ткани, веревки и пары досок на ногах. Вы можете разогнаться до 70 км/час, при этом скорость ветра может быть в 3 раза меньше вашей скорости. На кайтах проделано путешествие от Майами до Кубы. На кайтах народ пересек Гренландию и готовится к путешествию на Южный полюс.

Одно занятие с Денисом стоит 20 евро (150 грн), он говорит, что для уверенного катания обычно достаточно 3-4 занятий. Я думаю, что вполне реально поехать на лыжах на 2-м занятии и начать получать кайф от катания на третьем :). По словам Дениса, те люди, которые платят свои деньги за обучение овладевают необходимым минимумом за 2-3 занятия, а студенты, для кого занятие бесплатны и за 3 года не всегда могут нормально овладеть необходимой техникой.

Познакомился и с некоторыми харьковскими кайтерами: Женя, Леха, Димон. Работают в свободное от катания время :) Разговор о погоде в их кругу подразумевает только прогнозы наличия и направления ветра. В меру дружелюбны и всегда готовы поддержать советом и бальзамом из фляжки.

Тренеру конечно виднее, но у меня есть пара замечаний к Денису:
  • Предупреждать новичков, что на первом занятии им доска/лыжи не понадобятся.
  • Обращать внимание на место, куда ставишь новичка. Если там есть сильная турбулентность, то она конечно покажет все коварство ветра, но на неопределенное время отложит понимание поведения змея и его отзывчивость на ручки управления.
  • В начале давать максимально маленький кайт для получения навыков управления, когда из-за допущенной ошибки тебя не будет тянуть по льду в сторону обеспокоенных рыбаков. И только после этого переходить к более мощным кайтам и показывать, как длина строп и размер кайта влияют на его отзывчивость.
  • Предупреждать о необходимости защиты и/или иметь ее в составе выдаваемого снаряжения, особенно если тренировки проходят на льду. У меня были наколенники и шлем. Это конечно спасло от некоторых ударов, но локоть болит.
А в остальном все было замечательно. До новых встреч.

P.S. Перечитал еще раз отчет и как-то очень часто упоминаю путешествия по льду на пузе и удары об лед. На самом деле это было в основном пока я стоял у берега и резко усилился ветер (и то 3-4 раза), дальше же появилось понимание связи между тем что делают твои руки и как отзывается на движение строп кайт, так что не так все страшно :)

2 комментария:

COTOHA комментирует...

когда кайт свой купишь, то будешь меня учить (нахаляву), а я тебе возить до места катания (нахаляву) :)

Ikar комментирует...

Договорились :)
Тогда тебе еще нужно будет купить багажник на крышу, чтоб лыжи цеплять